§ 2. Правовой статус воздушного пространства

В неюридическом смысле под воздушным пространством пони­мается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зре­ния права, воздушное пространство является территорией с опреде­ленным юридическим статусом.
Различают два вида воздушного пространства по правовому по­ложению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.
Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км. Пространст­во, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.
Международное воздушное право регулирует полеты только воз­душных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объ­ектов регламентируются нормами космического права.
Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, кото­рый может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические кораб­ли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспи­лотные аэростаты.
Воздушные суда подразделяются на гражданские и государствен­ные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.
Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к воору­женным, таможенным, полицейским силам государства. Военный ле­тательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий во­оруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние при­знаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат на­ходится под командованием офицера, состоящего на правительст­венной службе, имя которого внесено в список офицеров вооружен­ных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной воен­ной дисциплине.
Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.
Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международ­ные полеты и полеты в пределах одного государства.
К международным относятся все полеты, при которых пересека­ется граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Ре­гулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пасса­жиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным распи­санием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые поле­ты, например, для обеспечения чартерных перевозок.
.