§ 3. Международно-правовая защита капиталовложений

Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капи­таловложений обеспечивает целый комплекс мер — льготное налого­обложение, выплата компенсаций в случае вооруженных конфликтов и беспорядков, беспрепятственный перевод прибыли за рубеж, неза­висимость органов по решению возникающих инвестиционных спо­ров и т.д.
Государства активно сотрудничают в деле поощрения и защиты капиталовложений. Так, во многих европейских государствах пред­усматривается предоставление иностранным инвесторам националь­ного режима, устанавливается льготный налоговый режим, закрепля­ется процедура суброгации (уступки инвесторами своих прав при наступлении страхового случая своему государству).
Россия в настоящее время является участником порядка 30 дву­сторонних договоров о поощрении и защите капиталовложений. Кроме того, Россия ратифицировала многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., за­ключенное в рамках СНГ.
Договоры дают перечень лиц, могущих быть инвесторами. Под инвесторами понимаются: физические лица, являющиеся граждана­ми договаривающихся государств; юридические лица, созданные в договаривающихся государствах.
Термин «капиталовложения» охватывает все виды имуществен­ных ценностей, которые инвесторы одного государства вкладывают на территории другого, и в частности:
движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, обору­дование и другие материальные ценности) и соответствующие иму­щественные права;
акции, вклады и другие формы участия;
права требования по денежным средствам или услугам, имеющим экономическую ценность;
авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки или знаки обслуживания, фирменные наименования, а также технологию и «ноу-хау»;
права на осуществление хозяйственной деятельности, предостав­ляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов.
Капиталовложения инвесторов договаривающихся государств не могут быть национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации, за исключением случаев, когда такие меры применяются в общественных интересах, в установлен­ном законодательством порядке, не являются дискриминационны­ми и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффектив­ной компенсации. Компенсация должна соответствовать реальной стоимости национализируемых капиталовложений. Компенсация выплачивается без необоснованной задержки в свободно конверти­руемой валюте и свободно переводится на территорию другого го­сударства.
Соглашения гарантируют инвесторам после уплаты ими соответ­ствующих налогов и сборов беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с капиталовложениями.
Государство, на территории которого был нанесен ущерб капита­ловложениям инвесторов в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков, предоставляет таким инвесторам в отношении восста­новления имущества, компенсации и других видов урегулирования режим не менее благоприятный, чем режим, который она предостав­ляет собственным инвесторам или инвесторам любого третьего госу­дарства.
Важным аспектом правового режима иностранных инвестиций является возможность независимого и беспристрастного разреше­ния инвестиционных споров. В соответствии с положениями Ва­шингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных спо­ров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств 1965 г. (находится на ратификации в Федераль­ном Собрании РФ) определен орган по разрешению такого рода споров (Международный центр по урегулированию инвестицион­ных споров) и предусмотрена процедура арбитражного разбира­тельства.
По соглашениям о капиталовложениях споры между государст­вом и инвестором, возникающие в связи с осуществленными капита­ловложениями, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, могут быть переданы по выбору ин­вестора в:
компетентные суд или арбитраж государства, на территории ко­торой осуществлены капиталовложения; либо третейский суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламен­том ЮНСИТРАЛ*.
___________________________________________________________________________ * Комиссия ООН по праву международной торговли (United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL) учреждена на 21-й сессии Генеральной Ассам­блеи ООН (резолюция 2205 (XXI) от 17 декабря 1996 г.) с целью содействия прогрес­сивному согласованию и унификации права международной торговли.